Начало пути

Перебирая фотоисточники 50 - летней давности, бывшие выпускники отдают должное памяти Вадима Былинина,  – курсанта, техника, инженера, бортинженера аэропорта Домодедово.  Свою трудовую биографию начал из города Малоярославца, что близ аэропорта Внуково. Много занимался любительской фотографией.

Со своим фотоаппаратом вместе с комсоргом училища Анатолием Душко (справа)  он был в годы учёбы на «передовых» рубежах всех событий училища и среди нас, друзей по курсантской скамье. У каждого выпускника на руках фотоальбом той поры. Большая доля труда над ним – Вадима.

И сегодняшний репортаж тех лет мне хочется посвятить ребятам, нашим педагогам, тем, кто рано ушёл из жизни, но оставил добрый след в памяти друзей и однокурсников по учёбе в КРАУССе.

Итак, мы в своих территориальных управлениях, на базе УТО, сдавали вступительные экзамены, и к началу занятий запаслись билетами до станции Кривой Рог.

Дорога у всех ребят КРАУССа той поры уже в городе начиналась с площади Сталина(так она звучала в тот период для нас), и дальше путь на «Смычку».

Это потом, знакомясь с городом, делали первые фото и отправляли их на Родину.

Здесь я размещаю  фото с другого памятного места Кривого Рога, на котором Володя Бондарчук (Баку) снят со своим тёзкой Владимиром Лениным и Юрой Воробьёвым. Владимир же сумел остаться и на фото у памятника Сталину.

Судьба  однокурсников (В. Бондарчук и Ю. Воробьёв),  сидящих рядом с вождём, на скамеечке в одном из скверов  Кривого Рога, для нашего брата этого времени неизвестна.

Практически, с площадью Сталина  мы связывали свои походы выходного дня, сводные парады в праздничные дни и придёт время, когда с этой же площади мы уйдём в большую жизнь. Не ведая и не догадываясь, что никогда в жизни уже не предстанет перед нашим взором столь величественная фигура памятника самой значимой личности XX-го столетия.

У нас в памяти и драматический театр той поры, лодочная станция на Ингульце и один из шахтёрских парков города.  Память для истории…

Автор сайта свои воспоминания рассматривает, как возможность отозваться бывшим курсантам нашей роты, да и второй, и дать, пусть небольшую, но достоверную информацию о себе и наших общих друзьях, разбросанных судьбою жизни по всему земному шару. Это, наверное, будет наш последний вклад в память о нашем  КРАУССе  начала 60-х прошлого столетия.

 

 

 

Приятны и особенны дороги воспоминания о земляках из Малоярославца, с которыми начался наш жизненный путь в гражданскую авиацию. С нашей стороны это были

В. Былинин, Ю. Воробьёв, автор этих строк, и на год позднее В. Силаков и Е. Горбатов. Позднее были и другие ребята из родного города.

Своими мы считали и чувствовали ребят из жилого посёлка аэропорта Внуково. Это А. Качалов, В. Николаев, Ю. Филиппов, М. Афанасьев и другие.

Итак, судьба собрала массу молодых парней под крышу КРАУССа. Конечно, блестяще выглядело сочетание учебного процесса и армии, что позволяло в любой момент возложить на свои плечи «лейтенантские» погоны или, наоборот, спрятать их подальше и быть сугубо штатским человеком.

От территории казарм и учебных классов  дорога вела нас в столовую училища и «клуб». По снимку видно: новое строительство в этой зоне ещё и не просматривается.

Прекрасным для нашего поколения помнится этот широкий проспект Барабаша Д..Г., так мы именовали центр наших общественных уличных мероприятий в наши курсантские годы. С видом на новый учебный корпус. И позднее станет  просматриваться контуры строительство клуба и общежития.

Вход на территорию казарм и учебных классов той поры открывала Доска Почёта курсантов и постоянного состава. Здесь знакомые лица общения трёх лет в тесной курсантской семье, которые врезались в память каждого из нас на всю жизнь. Конечно, от этой «Доски почёта» и следа не осталось. Но этот момент нам памятен и дорог. Посетитель сайта, работая на его страницах, найдёт нами подготовленную книгу Почёта и памяти  постоянного состава того времени. Но авторы думают её совершенствовать с раскрытием коротких аннотаций её страниц. Может быть, придёт решение обозначить в ней и ряд наших выпускников. Ваши предложения, читатель!

Начинает  закладываться общежитие - первая основная база для проживания  курсантов-иностранцев. Так выглядела жилая зона постоянного состава училища. Скромно и просто. Если не учитывать потребности в привлечении большого отряда педагогов и других специалистов.

 

 

Фундаментальные строения – жилой поселок преподавателей, учебный и лабораторный корпуса,  и, конечно,  стадион - остались в памяти каждого.

Это была основная база, где мы стали постигать азы гражданской авиации и спортивной жизни училища

… Вспоминаю. Сколько подготовки и тревог пролетело до августа 1960 года? Помню первый экзамен во Внуковском аэропорту по литературе. Мы тогда ценили историю и  её героя Павку Корчагина  (Н. Островского), и естественно,  сочинение писал о нём. Отлично написал математику, хорошо сдал устно.

Душа наполнилась чем-то удивительно лёгким, когда увидел себя в списках,  зачисленных в КРАУСС. Короткий отдых, и вот мы, группа «москвичей»   на земле гиганта-города, по тем временам, Кривого Рога.

Моё первое впечатление о городе: самое отличное и превосходное, пока не « взлетели»  в обильную грязь «Смычки».

Ехал с одной мыслью: попасть на отделение радиооборудования.

Но, Пётр Фёдорович Кулаев (считаю его «крёстным отцом» своего пути в авиации) убедил меня идти на приборное отделение. И никогда не пожалел об этом.

Это мой долг Памяти и благодарности Петру Фёдоровичу!

 

 

В этот период активную деятельность по реконструкции училища «разворачивает» на наших глазах  его начальник Степан Максимовия Савченков.

«Степан – строитель», так звали курсанты начальника училища, с самого начала проявил себя как сильная личность. Как человек, который знает, что и как надо делать, и доводит начатое дело до конца.

Во-первых, на начальном этапе  были решительно прекращены разговоры о возможном перебазировании училища. “Мы будем строить училище здесь, в Кривом Роге”, - заявил он тогда на собрании коллектива. Во-вторых, была разработана перспектива развития училища, в которой были определены основные задачи коллектива на ближайшие 5, 10 и 15 лет по основным направлениям деятельности.
В-третьих, была проведена гигантская организаторская, воспитательная и хозяйственная работа, в результате которой училище было превращено в большую стройку. “ Степан - строитель” - это было фундаментальное прозвище человека, стоявшего у руля училища  18 лет. 

Одна из лучших традиций коллектива - сочетание отличной и хорошей учебы с производительным трудом на благо училища, самая светлая память Степану Максимовичу Савченкову.

Высокой оценкой руководимого им коллектива (в те времена)  стало вручение Главным Управлением  учебных заведений ГВФ (1967 год)  на вечное хранение Знамени Победителя,  в соревновании между «университетами знаний»  Аэрофлота,  в честь 50-летия Октябрьской революции 1917 года (а их в тот период числилось в Союзе 27).

… День складывался из учебных занятий, строевой, военных уставов и дисциплины. И, несомненно – благоустройство территории училища.

Рядом с клубом небольшое здание столовой, наследство от первых выпускников.

Наш клуб представлял собой деревянное строение типа казармы в северном углу территории училища и кое-как вмещал в себя состава двух рот. Ну, это в тот период сюда входил состав курса, но не всего училища.

В таких жёстких условиях недостатка материальной базы ковались кадры спецоборудования нашей авиации и должен заметить: выпускники его были всегда на высоте на всевозможных уровнях должностных позиций отрасли, не говоря о «золотых руках» чисто технарей.

Моисей Аркадьевич Гриншпут, зав. клубом, легенда-человек по тем временам, и для каждого из нас даже мимолётная встреча с ним приносила удовлетворение и радужные представления о завтрашней нашей клубной жизни.

… Фронтовик, капитан запаса. В училище пришёл на рубеже 50-60-х годов – к нашему приходу он уже возглавлял клубную работу.

Глубокое уважение он заслужил у нас с первых дней. Таким он нам и запомнился: по тем временам импозантный полувер в цвете, в тёплую погоду – разноцветная рубашка, и завершение одежды – аэрофлотская фуражка. Но бывали времена, когда носил и цивильный костюм.

Первым командиром в четвёртой роте стал капитан Шершень Иван Трофимович (к сожалению, фото не сохранилось). Считаю, что это он сумел сколотить начало коллектива роты на многие подвижнические дела,  и это позволило роте занять II-е место в общеучилищных соревнованиях.

За три года наш коллектив имел ещё двух командиров –  майор Лещеок И.И. и капитан Забродний Л.И.  От каждого получили свои порции умения ладить с текущей жизнью. 

 

 

 

 

Командиры взводов 4-й роты

Ст. роты А. Хомич А. Чистопрудов Ю. Скопенко А. Рощин
 
  А. Корогода Г. Стекольников Г. Бударный

Состав нашего, 44-го взвода, разнообразен по возрасту и местам проживания. Если говорить о национальностях, то они почти сливаются по территориальному признаку всего СССР.  

Положительно для роты и училища в целом, что в коллективе спортсмены различных направлений, и ранее они уже выступали в командах своих родных мест.

В составе взвода:

Первый ряд, слева-направо:

В. Туболев, Г. Коршиков, Ю.М. Сурвилло, Н.А. Фомичёв, П.А. Тольская, А. Ушерович.

Второй ряд, слева-направо:

Б. Рыскалёв, Н. Логинов, Ф. Булат, В. Струков, О. Якименко, А. Корогода, А. Большов, С. Желудков, В. Солонько,  Н. Размыслов, М. Петров.

Третий ряд, слева-направо:

В. Якуша, П. Левченко, О. Климов, Б. Будаква, В. Деревянченко, В. Гришанов, В. Вокуев,

Э. Дорошенко, В. Бельченко, А. Осипенко, Б. Михайлов.

Первым командиром взвода был назначен вчерашний армеец Александр Корогода.

К учёбе нас приступило 27 человек. На момент фото отсутствовал В. Мосин, и  «старт» не выдержал Володя Дурнев, и он уехал в родную Сибирь с намерением продолжить учёбу в Омском авиационном училище.

И началась бесконечная череда  подъёмов, завтраков, занятий, строевых маршей,  порою самоволок, вечерних поверок после ужина.

Учитывая наличие в училище военной кафедры и в будущем присвоение офицерского звания, после формирования рот и взводов курсантами принималась воинская присяга. Всё это было торжественно и таинственно для нас молодых «салаг». Вот не помню – был ли праздничный обед по этому случаю?

В нашей роте среди других прием присяги вёл известный «Кацо» - Б.К. Лазаров.

На снимке Александр Ушерович перед лицом бывшего фронтовика даёт присягу верности нашей армии. И на три года - «строй».

 

 

 

Нам помогали спокойно войти в русло жизни КРАУССа наши однокашники  по 2-й роте

Мы дружны были с нашими ровесниками-радистами. Вместе ходили строем, проживали рядом и «чудили» в увольнительных и самоволках.

Их специальность была колоритней и, как- бы, интеллигентнее  нашей, но это не мешало вместе строить нашу жизнь в КРАУССе.

Ротой командовал ветеран войны С.Ю Каплун (в центре).

Фронтовик, командир штрафной роты, капитан запаса. С виду грозен, но отходчив. Большой любитель семечек. Доступен и душевен.

Благодаря выпускнику этой роты Игорю Ситникову (Ташкент) на сайте удаётся разместить три фотографии  взводов  из прощального альбома второй роты.

Как бы ни складывалась ситуация лично у каждого за эти три года, - годы учёбы в училище, жизни в нём и полувоенной субординации в отношениях, ощущения тягости не было.

 

 

Наше формирование как личностей – пример тому история жизни 44-го взвода. И каждый из нас не пожалел, что трудовая биография началась именно с авиации. Хотя заданный с училища темп физического труда техника-авиатора выдержали в дальнейшем далеко не все. Это было естественно – трудовой «фронт», учёба в институтах. У многих переквалификация и переход в лётный состав своих подразделений. А кого-то жизнь заставила покинуть авиацию.

Путь многих из нас в училище лежал через территориальные управления гражданской авиации. По окончании учёбы мы в основном возвращались в аэропорты, входившие в состав этих управлений. Так что, многие из нас вернулись на свою «малую Родину». Конечно, не все мы выдержали испытание временем. Ушли из авиации, растворились в бытие повседневной жизни. Но пути начала авиационной биографии, где-то, несомненно, пересекутся с судьбами глубоких ветеранов в нашем времени и будут хорошим примером для нашей молодёжи, выбравшей себе судьбу – авиация. А нам достойный пример был в лицах наших преподавателей.

Нелегко семидесятилетним «мужикам» сегодня признать лица тех, кто встречал нас у порога нашей «альма-матер» - училища,  которое на три года становится «отцом» и «матерью» для каждого из нас.  Но лица тех, кто непосредственно контактировал с нами, все три года, в памяти остались навсегда.

Азы «шагистики» и строевой песни  изучали всё на том же проспекте Дмитрия Григорьевича. И начало проявилось в элементарном казусе…

В хмурое осеннее сентябрьское утро (первый месяц учёбы) мы возвращались после завтрака из столовой. Шёл дождь, который крупными струями обильно оседал на нашей хлопчатобумажной форме.

И наш ретивый старшина (Хомич), вчера из армии, под проливным дождём решил поднять нам настроение: «Песню запевай!»  Полчаса гонял по плацу, надеясь, что мы сломаемся и запоём. Не получилось…

На последнем издыхании нам встречается командир роты капитан Шершень И.Т., и быстро всех отправил в казарму.

Один из посетителей «Форума КРАУССа» удивился  нашей странице: " - нет ни одного снимка с самолётами. - Их не было, или всё было "очень секретно"?"

Исправляю недостаток. Просто, то был период, когда на нашем аэродроме стоял ещё не обновлённый парк - далеко отставший от уровня авиационной техники последних лет. Хотя эпоха первых реактивных самолётов, не говоря о поршневой авиации, уже проявилась и на нашей базе: Ту – 104 уже просматривался. Да и Ан-10, авиаконструкторов земляков стоял рядом.

На вечной самолётной стоянке училища для истории оставили свой след Ю. Воробьёв, В. Смирнов, Ю. Скопенко, В. Былинин, В. Баннов (42 взвод);

М. Петров, П. Левченко, Г. Коршиков, Б. Будаква, Э. Дорошенко, В. Бельченко, Ф. Булат (44 взвод).

Самолёты на училищном аэродроме: всё просто и доступно, и это была наша первая практика на технике той поры.  Аэродром – вот основная материальная база той поры, да ещё клуб в его старом исполнении.

Для практической подготовки учебную  авиационно-техническую  базу несколько дополняли самолеты и вертолеты: Ил-12, Ил-14, Ан-2, Ту-104, Ми-4, Ми-8, Ил-18, Ан-10, Ан-24, позднее и другие

 

 

 

Яндекс цитирования

Free business joomla templates