Слеза застынет на глазах |
Согласитесь, волнующе и искренне звучат слова песни на стихи А. Звягина – бывшего курсанта училища. Каждый из нас может открыть сайт krauss.ru и на досуге прослушать эти песни.
Написать их могли только те, кто прошёл школу родного КРАУССа, ставшего для автора, и всех нас, родным на всю жизнь.
Чистосердечно хочу выразить Андрею Звягину слова благодарности за его строки памяти о курсантских годах и Константину Ленву (музыкальная обработка) – выпускникам 4-й роты, 1990г.
Андрей, думаю, ты не будешь возражать, если твои песни прозвучат на страницах нашего сайта!.
С этой «фотокартинки», для 27-ти курсантов 44-го взвода, начинались первые шаги их трудовой деятельности. Вместе делили они хлеб и соль в столовой, казарму, учебный класс и свободное времяпровождение.
Радовались, шутили, до конца не представляя все сложности завтрашней жизни. И, естественно, никто из нас не задумывался о первом и втором десятилетии уже XXI века. Большая группа ребят по окончании училища была направлена в Московское Управление, и часть её влилась в коллектив только что открытого аэропорта Домодедово, где и «зависла» определённая группа ребят.
У каждого состоялась своя биография, и обозначились свои достижения.
На фото, которое выше, каждый из нас уже тогда искал свою тропу жизни. Многие связали свою судьбу с Аэрофлотом, но и масса ребят, у которых жизнь пошла теми путями, которые юнцы того времени себе и не представляли.
… Но до той минуты, минуты расставания с училищем, были ещё годы.
Мы привыкали к курсантской жизни. Познавали друг друга, чтобы пронести эту память через всю жизнь. Хочу освежить в памяти друзей по той жизни некоторые картинки курсантской «прелести в степях Украины».
Появление современной по той поре техники в вариантах Ту-104, Ил-18 и Ан-10 в эксплуатационных подразделениях выпало на 50-е годы. И это потребовало резко увеличить выпуск высококвалифицированных специалистов – радиотехников, техников по приборному- и электрооборудованию самолётов.
Эта задача стала основной для руководства училища, где-то и каким-то боком она касалась и нас, молодых-зелёных и в большинстве своём не нюхавших порох армии.
Как выглядела материальная база авиационного училища в первые годы его деятельности?
Ветераны первого десятилетия КРАУССа вспоминают: «…Пять неприспособленных помещений, четыре поршневых самолёта, привезённые из Арзамаса в разобранном виде, клуб и кое-что из оборудования – вот, пожалуй, и всё, что было в распоряжении нового училища. В течение года были оборудованы первые лаборатории: пилотажно-навигационных приборов, электро- и радиооборудования, гироприборов. Был укомплектован преподавательский состав».
Особенно большой вклад в становление училища внесли его «первостроители» - начальник училища Овсиенко Н.А.
Это он принёс в стены училища привкус Арзамасской авиашколы радистов, его ближайшие соратники - начальник политотдела училища Иванов П.Ф., преподаватели Сурвилло Ю.М., Советов А.А., Сериков В.В., командиры курсантских рот Лазаров Б.К., Барабаш Д.Г.
Из воспоминаний и нами уважаемого человека-легенды эпохи КРАУССа, командира 1-й учебной роты Б.К. Лазарова:
« В 1950 году я работал преподавателем военного цикла Криворожского летного училища, которое впоследствии было переведено в Бугуруслан, а через некоторое время по семейным обстоятельствам я взял перевод в Криворожское авиаучилище спецслужб, которое было организовано в 1951 году на базе бывшего летного училища и Арзамасской школы радистов ГВФ. Здесь я начал работу в должности старшего преподавателя военного цикла. Вскоре из Риги в Кривой Рог перевели две роты третьего курса, чтобы курсанты закончили училище у нас...
Командование предложило мне принять одну из рот, так как у меня был большой опыт работы с людьми. Я участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 по 1943 год, был на должностях комвзвода, командира роты, начальника штаба отдельного батальона во время Сталинградской битвы, восемь лет проработал с курсантами в летном училище. И вот я стал командиром 1-й роты. Я не знал тогда, что пройдет время, я сделаю девять выпусков курсантов, что командиром роты буду более 26 лет, что с первого года и до моего ухода на пенсию моя 1-я рота будет нести переходящее красное знамя училища... Первым начальником училища был Овсиенко Н.А., строгий, требовательный, интеллигентный и честный человек..."
И ещё человек-легенда КРАУССа - Дмитрий Григорьевич Барабаш.
О нём мы, бывшие курсанты, всю жизнь несём память, и всегда при воспоминании об училище напеваем про себя слова слегка переделанного куплета из известной песни:
Я люблю тебя жизнь, Я люблю тебя снова и снова! В звоне каждого дня Не даёт «Барабаш» мне покоя! Есть любовь у меня, Жизнь, ты знаешь О ком это слово! |
Из книги ветерана гражданской авиации, преподавателя училища С.И. Плоткина:
«… Мне не довелось встречать таких людей. Убеждённых и самоотверженных, как он. Войну он, парень из глухого сибирского села, встретил курсантом военного училища связи. Досрочный выпуск. Оборона Москвы, Четыре фронтовых года. В звании гвардии капитана демобилизовался в Арзамасе. Женился на Марии Михайловне и начал преподавать азбуку Морзе в АРТШ. Здесь его и заметил Н.А. Овсиенко. … Новый комбат был напорист, требователен, вездесущ. Он сочетал крутой спрос с курсантов и отеческую заботу о них. А курсанты отвечали ему уважением и любовью. Со временем он стал как бы символом школы, а затем и училища. Тысячи его бывших воспитанников, где бы их я не встретил, обязательно справлялись: «А как там Дмитрий Григорьевич?». Передавали ему горячий привет и наилучшие пожелания».
С 1 октября 1952 года на базе КРАУССа открываются курсы усовершенствования инженерного состава Аэрофлота.
Позднее специалисты училища первыми начнут изучать более сложное оборудование Ту-104, Ту-114, Ил-62 и первыми начинают обслуживание лайнеров в центральных аэропортах страны. А до этого острая потребность в современной учебной и производственной базе училища.
Довольствовались тем, что было. Не было сетей теплофикации, водоснабжения, канализации и линий энергоснабжения. Территория была крохотная и не благоустроена. Естественно, отсутствовали объекты соцкультбыта.
Но к 1960 году уже «ползут» этажи, строящегося, учебного корпуса современного типа по тем понятиям. Обнадёживающе гляделось строительство лабораторного корпуса и жилого дома для преподавателей и командного состава.
Начинает закладываться общежитие - первая основная база для проживания курсантов-иностранцев.
С 1957 года первые группы подготовленных «технарей» направляются для работы в тогда знаменитый аэропорт Внуково (фото слева).
На втором фото - здание аэровокзала в 1960-е годы.
Этот «объект» служил ещё для нас ориентиром и символом нашего будущего.
В очередном потоке приёма курсантов в 1958 году численный состав достигает 150 человек. В 1959 году разрабатывается перспективный план капитального строительства и развития учебно-материальной базы училища на семилетку.
Её укрепление с вводом в 1960-м году учебного корпуса, котельной и жилого дома позволило рассмотреть возможности увеличения численного состава и с сентября 1961 года набор курсантов увеличивается до 320 человек.
Программа развития базы в действии. Мы вступили в серьёзный водоворот событий той поры – в ней «крутились» все, преподаватели и курсанты.