Год учёбы пролетел незаметно. Круговорот дальнейших событий непременно приводил нас к самому главному – экзамену. Должен отметить отсутствие курьёзов, когда кого-нибудь отчислили за неуспеваемость. Ребята серьёзно подходили к учебному процессу.
Практиковалась досрочная сдача экзаменов; по электротехнике, например, которую принимал Г.М. Русак. Преподаватель отличный. Отвечали на удивление спокойно, получали нормальные баллы.
Но бывали и «авиаприколы» по предметам со стороны в целом коллектива:
- предметы, которые почти не старались вкладывать в свою память (это в основном «военка»);
- или, довольно сложные, когда нужна длительная и основательная всесторонняя подготовка, а их приходилось порою сдавать досрочно.
Вспоминаем…
Сегодня сдаём тактику ВВС. Её никто не учил. Решились на авантюру: приготовили на каждый билет ответ, и очередной входящий заносил «шпору».
Нелегче шёл экзамен и по автопилотам. Этот экзамен оказался досрочным, и готовиться мы стали за две недели. Готовились очень упорно, необходимо было сдать 4 автопилота.
В последний день перед экзаменом во время первой пары (вёл Яцков Н.А.) «проверили» кабинет шефа (Ю.М. Сурвилло), но хозяин кабинета сидел на месте. Попытались на второй паре – спецэлектро, которое читал лейтенант Кудряшов В.Н. и удалось.
На столе шефа мы обнаружили билеты, уже отпечатанные. Быстро на глазах лейтенанта переписали. И всё же надеялись, что Бородинов сделает сетку, но, увы. Билеты раскладывал сам Яцков Н.А. Всё же, одному из наших спортсменов удалось утащить один билет и таким образом, каждый, казалось бы, шёл тащить «свой» билет, заранее имея его на руках.
Но на одном из наших ребят, по имени Валентин, всё завалилось. Мозги срочно работают в поисках выхода из ситуации. И она разрешилась. Ведущий экзамен Яцков Н.А. выходит на минуту по своим делам, его помощник на экзамене «реактивно» рисует нам сетку расклада билетов на столе. А дальше было делом нашей техники и результат: «пятёрок» -13, «четвёрок» - 9, «троек» - 4.
Из аэродромной практики… Прошедшую неделю занимались на аэродроме. «Влипаю» в плохую историю. На колонке штурвала Ту-104 к фамилиям ребят 42-го взвода приписал «свою». Техник самолёта Башкирёв увидел это, и доложил инженеру Савченко. Мне крепко досталось, но это не всё. Доложили начальнику цикла Дорошенко: предстоит разбор нашего дела на цикле. За проделки на аэродроме нарисовали в «Окне сатиры», и, кажется, дело закончилось.
На учебных занятиях, самоподготовке и в свободное время, мы чувствовали к себе постоянное внимание Н.А. Шевченко, «пани» Л.А. Тольской (так именовали ее в нашу пору – настолько эта женщина была элегантна в своих общениях с нами, строга, но и доступна в общении), Н.П. Шульги, – в его общении с курсантами чувствовалась близость и понимание возникающих у нас проблем.
Итог нашего упорного труда в первом году учёбы – в начале июля ребята пришьют две курсовки: успешно сдали экзамены и зачислены на второй курс обучения.
Как правило, период весна-лето для училища был самым посещаемым со стороны руководства бывшего ГВФ. Это и понятно – очередные выпускные экзамены, и экзаменационные комиссии возглавляли генералы Управления учебных заведений гражданской авиации.
Руководство училища оказывало гостям достойную встречу.
И как завершение нашего учебного процесса первого года обучения открывается XIY-я спартакиада училищ и институтов гражданской авиации.
Спорту в училище с давних лет уделяется особое внимание. В какой-то степени при приёме в училище проводится спортивный отбор. Результат не заставляет ждать. КРАУСС в спартакиаде лидирует по всем видам и в итоге ПЕРВОЕ МЕСТО и Переходящее Знамя спартакиады.
Учёба учёбой, но хотелось чего-нибудь необычного, к тому же, коллектив по этой теме оказался слаженным и любознательным.
Отличались не только в учёбе, стремились от курсантской жизни взять всё: быть первыми в учёбе, узнать все стороны жизни округи: находиться на земле, где глубоко под нами шахты и не увидеть их, и не познать труд горняка!!!
Хорошо была продумана экскурсия на шахту им. Кирова. Вот здесь-то мы увидели всю подземную толщу (400 м.) Наша работа на ЮГОКе с командиром роты Шершнем И.Т. на постройке железной дороги.
Но кроме всего этого, разве можно забыть дни, проведённые в колхозе им. Энгельса Широковского района?
Выпускники местных школ, наши однокурсники – Володя Бельченко, Витя Солонько с удовольствием организовывали нам выезды к «пацанам», в местную школу. Для нас это был дополнительный глоток обозрения местной жизни. Как правило, такие походы увлекали весь 44-й взвод.
Александр Ушерович между делом успевал побывать в родном городе начала детства – в Москве.
Во всех поездках нас выручал училищный "ГАЗон", переоборудуемый под перевозки людей.
С волнением и трепетом перебираю фотографии нашей поездки в Государственный заповедник Аскания Нова. 24 здоровых и крепких парня на "ГАЗончике" (тогда это дозволялось) устремились к своей цели. А разве забыть как поздней ночью, подталкивая машину на своих плечах, «внесли» её в город Берислав. И та же ночь на открытой эстраде над Днепром.
Изумительно виделось Каховское водохранилище – «Каховка, Каховка – родная винтовка»!
С нами же здесь побывал уважаемый нами помощник командира роты Юрий Иванович Михайлов (в центре фото).
На нашу курсантскую жизнь пришлась два юбилея:
- 10-летие со дня образования КРАУССа.
- десятый выпуск по времени учебного процесса;
С позиций времени то поколение, - целая «гвардия» тех, кто составил костяк Аэрофлота в его подразделениях. И, наверное, имена многих из наших ребят просматриваются на музейных стендах и вошли в историю гражданской авиации.
Мы, первокурсники, старательно готовились к празднику училища, Управления учебных заведений и местных властей города. Своими силами изготовили пригласительный билет, и исполнили его содержание на фотобумаге.
Четвёртая страница билета зафиксировала только что введённый в строй прекрасный учебный корпус с портретами В.И. Ленина и Н.С. Хрущёва. Память хранит и эти мелочи середины XX-го столетия.
Юбилейная дата – это очень тонкая грань, за которой начинается новый отсчет времени, и будут открываться новые перспективы, совершенствоваться оборудование, усложняться программы. Но неизменным останется одно: год за годом сюда будут приходить новые поколения курсантов осваивать сложнейшую из профессий, и будут гордиться, что именно здесь начинается их дорога в гражданскую авиацию.
За десятки лет своей деятельности учебное заведение подготовило для авиационной отрасли более 22 тыс. специалистов и почти 3 тыс. специалистов для стран Северной и Латинской Америки, Северо-Восточной Азии,Индии и Африки. Именно выпускники училища, их компетентность, профессионализм, грамотность в эксплуатации авиационной техники и определили авторитет КРАУССа, и его сегодняшнюю перспективу.
Училище выпускало высококлассных специалистов, которые широко были известны и в пределах бывшего СССР и, откровенно скажу, за рубежом.
Наш период учёбы «состоялся» как и интернациональный курс. Наши ровесники были из многих стран мира. О многих мы почти не имели информации. Не поощрялось в те времена излишнее любопытство.