Имя в истории Домодедово

К 75-летию со дня рождения А.К. Третьякова

2014 год – юбилейный для нашего Домодедовского района. 45 лет он существует как самостоятельный, самодостаточный, активно развивающийся регион Московской области. И в этом – огромная заслуга Александра Константиновича Третьякова, на которого выпала нелегкая доля возглавлять исполнительный комитет Домодедовского городского Совета депутатов с 1971 по 1981 год, а, значит, руководить жизнью района во время его становления.

И очень символично, что в год 45-летия района А.К. Третьяков отмечал бы свой юбилей. 23 июня 2014 года ему исполнилось бы 75 лет.

В памяти друзей, коллег по работе и знавших его домодедовцев Александр Константинович останется настоящим человеком, надежным товарищем, строгим и очень требовательным к себе и подчиненным руководителем, простым и доступным для людей самых разных возрастов и профессий. Аналитический ум, глубокое инженерное мышление, твердость и сила духа, умелое четкое руководство командой единомышленников – вот главные слагаемые успеха А.К. Третьякова в решении стоящих перед молодым районом задач. Энергичный, грамотный, для которого не существовало мелочей в работе, а все было одинаково важно и значимо, он умело и самоотверженно возводил крепкий фундамент, на котором район прочно держится и в наши дни, обеспечивая генеральный план сегодняшнего развития городского округа.

До последних дней своей жизни Александр Константинович Третьяков оставался человеком беззаветно преданным домодедовской земле и ее людям. Тесные связи продолжались у него с бывшими коллегами по работе, которые бережно хранят и по сей день самые теплые, душевные воспоминания о частых встречах и дружеских беседах.

Он очень гордился тем, что Домодедовский район, которому отданы без малого 20 лет его активной трудовой жизни, уверенно идет вперед.

И сегодня, с благодарностью вспоминая А.К. Третьякова, хочется перелистать вместе со всеми домодедовцами отдельные страницы его биографии.

Родился Александр Константинович в городе Алма-Ата Казахской ССР, куда был направлен на работу в Совнарком его отец после окончания Ленинградского автомобильно-дорожного института им. Куйбышева. С февраля 1941 г. отец Александра переходит на партийную работу. Начинал инструктором Алма-Атинского обкома партии, избирался первым секретарем Усть-Каменогорского горкома партии, секретарем Восточно-Казахстанского обкома партии, секретарем Алма-Атинского горкома партии. Работал зав. отделом ЦК компартии Казахстана, зам. министра автотранспорта Казахской ССР, зав. отделом автотранспорта Совета Министров Казахской ССР…

В семье растут трое детей. Младший сын – Саша, наряду с учёбой в общеобразовательной школе занимался в Алма-Атинской музыкальной школе при консерватории по классу скрипки. У него был очень хороший музыкальный слух. Увлекался одно время танцами, ходил в кружок (слева – фото из детства).

К окончанию школы Саша увлекся самолетами, причем хотел быть инженером по их обслуживанию, а не летчиком. После окончания школы в 1956 г. поехал поступать в Ленинград, в институт инженеров Гражданского воздушного флота. Этот институт возник на месте ЛАДИ, который заканчивали отец и мать.

Вступительные экзамены он завалил. Год после этого работал в Алма-Атинском аэропорту механиком по самолетам.

В целеустремленности Саши сомневаться не приходилось. Он мог всегда достичь своей цели, если ставил ее перед собой. Уже в следующем году поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации. Окончив его в 1962 году, Александр получает направление в аэропорт «Домодедово», где еще ветер гулял по громадной стройке. Временно молодые специалисты «приземляются» во Внуково. И только через год новый аэропорт «Домодедово» принимает их и становится родным домом на многие годы.

В истории объединённого авиаотряда, при его успешной работе, на начальном этапе не обошлось и без чрезвычайно тяжёлого лётного происшествия. В одном из них Александр Третьяков раскрылся как человек, способный совершать поступки в трудных условиях складывающейся ситуации.

Это произошло 7 августа 1967 года в аэропорту Хабаровска. На борту самолёта ТУ-114, кроме экипажа, находились 143 японских туриста. При взлёте на стойке правого шасси произошло разрушение и задымление одного из колёс. Затем разрушились и остальные.

Экипаж и «Земля» пришли к одному решению: продолжать полёт.

Практически рациональнее лететь в Москву. Да и время полета, почти 9 часов, открывало шансы для подготовки наземных служб. Полёт, полный тревоги и надежд…

…И вот встреча с землёй в Домодедово. Лучшие специалисты нашей авиации: конструкторы, инженеры, пилоты - на связи с командиром корабля Игорем Бузиком.

Огромный самолёт проходит кругом на низкой высоте над аэропортом. Все взгляды специалистов - на стойку шасси. Принимается решение о посадке. Вдоль полосы пожарные, «скорые» и другие специальные машины. Инженерно-технический состав в расчётной точке остановки родного лайнера. Экипаж заходит на посадку… ниже, ниже, и вот первое касание. Использованы все возможности, чтобы посадку произвести с упором на левую и переднюю стойку шасси. Но касание правой стойки с полосой неизбежно. Сноп огня, и далее стойка, подпрыгивая, помогает удержать самолёт на полосе, но всё-таки лайнер зарывается в грунт.

«Огнеборцы» противопожарной пеной заливают весь самолёт. Бортпроводники и экипаж выбрасывают аварийные трапы, и люди, купаясь в обильной пене, поплыли по ним к земле. Еще не прекратилось вращение винтов, а на крыло взметнулась высокая фигура и бросилась к аварийному люку. Этот человек не думал об опасности возгорания самолета и последствиях…

У него одна мысль – спасать людей, срочно прийти на помощь экипажу и обесточить самолёт. И он это осуществил, ведущий инженер по эксплуатации самолета ТУ-114 – Александр Константинович Третьяков.

За совершенный подвиг он награжден орденом Трудового Красного Знамени, первой для него государственной наградой.

В 1969 году А.К. Третьяков участвовал в организации вывоза раненых после инцидента на острове Даманский. Возникла ситуация, когда потребовалась особая организация авиационных перевозок, объемы которых мог обеспечить только ТУ-114.

Чувство долга и ответственности отличали Александра Константиновича на всем его жизненном пути. Грамотно разбирался в работе спецоборудования самолёта. Сумел найти общий язык с руководителями цехов и служб. И это за считанные месяцы. Разработал особую систему регламентного обслуживания самолетов ТУ-114 и опубликовал ее в журнале «Гражданская авиация».

Партийный комитет Домодедовского объединённого авиаотряда того времени по схеме партийного строительства – партком, наделённый правами райкома партии. С 1969 года партийную организацию объединения возглавляет А.К. Третьяков, вчерашний старший инженер спецслужб цеха обслуживания самолётов ТУ-114 – флагмана Аэрофлота.

14 ноября 1971 года – внеочередные выборы в Домодедовский городской Совет, и в его состав входит избранный депутат – А.К. Третьяков. Он никогда и не думал о своей предстоящей роли в судьбе района, даже тогда, в феврале 1971 года, на XX-й областной конференции КПСС, когда познакомился с первым домодедовским председателем исполкома В.И. Кровяковым лично, и судьба распорядилась запечатлеть их рядом на фото (второй ряд, справа – налево).

Вне всякого сомнения, Третьяков прошел «чистилище» у тогдашнего II-го секретаря МК КПСС В.С. Папутина - нашего земляка, стоявшего у истоков закладки фундамента аэропорта «Домодедово»: «Кандидатура А. К. Третьякова достойна для рекомендации на должность председателя исполкома Домодедовского городского Совета»… Вызвано это было внезапным переходом В.И. Кровякова на другую работу…

Очень перспективный специалист самой передовой отрасли народного хозяйства того времени – гражданской авиации, дает свое согласие.

Говорят, что хорошую власть простые граждане не замечают. Так случилось и в жизни нашего председателя. Обывателю он казался слишком серьёзным и неприступным. Черноволосый, со строгой линией усов, он выглядел несколько старше своих лет, хотя было ему всего 32. В горкоме партии относились к нему с уважением: инструкторы, заведующие отделами как-то подтягивались в его присутствии.

На вопрос, как он решает проблемы, вставшие на его жизненном пути, простейшие и сложные, отвечал: «Просто никогда не говорю того, чего не знаю, читаю техническую литературу, книги по городскому хозяйству, досконально изучаю все социально-бытовые вопросы, поставленные депутатами».

Ему жизнь готовила в Домодедове место архитектора и строителя. А.К.Третьяков многое осуществил за десятилетнее руководство исполкомом Горсовета. У него были большие разносторонние планы развития территории.

С первых дней работы в Домодедово ему хотелось видеть город гармоничным и цивилизованным, чтобы в нём люди чувствовали себя комфортно и уютно. И это у него получалось. Во многом помогали советы отца – крупного хозяйственного и партийного руководителя.

Третьяков понимал: выгодное географическое положение, относительно высокий социально-экономический уровень свидетельствуют об имеющемся потенциале для развития района в будущем. И, исходя из этого, строил свою работу с перспективой завтрашнего дня.

Единомышленникам из команды А.К. Третьякова, проработавшим с ним первое десятилетие становления района, помнятся многие эпизоды его кипучей деятельности.

Серьёзным испытанием оказалась судьба городка, где проживал инженерно-технический и лётный состав аэропорта. Да и сам Александр Константинович все годы жил там же с семьёй, в небольшой квартире известного «хрущёвского» типа.

Руководству района пришлось выдержать прямую атаку властей Москвы с целью забрать аэропорт под свою юрисдикцию.

Председатель исполкома умел «сжимать» время: днем и ночью обдумывались возникшие проблемы, тщательным образом принимались решения, и лишь затем он шел к «Первому» с аргументированным доказательством правильности путей решения вопроса. Так было и тогда, в 1972-м, когда решалась судьба аэропорта.

Немало пришлось пережить, когда вопрос переподчинения аэропорта Москве был почти решён, причём без согласования с районом. Министр гражданской авиации Б.П. Бугаев прямо заявил: «Забираем у Вас аэропорт в Москву».

Осталось отдать на подпись руководства страны проекты решений. Бесполезные визиты в разные инстанции…

У Александра Константиновича любая идея была выстрадана. Решался на тот момент основной вопрос: быть или не быть району таким, каким его должны будут увидеть поколения на переломе двух столетий.

Сценарий необходимой встречи руководства района и Москвы непосредственно в аэропорту отработал А.К. Третьяков и осуществил его постановку.

Самым главным было добиться участия в предстоящей передаче аэропорта В.Ф. Промыслова, тогдашнего председателя Моссовета.

Встреча состоялась, переговоры оказались успешными для района. Это была первая и главная победа А.К. Третьякова, которая во многом определила судьбу Домодедовской земли, его жителей и перспективу аэропорта, ставшего международным.

Несмотря на ограниченность бюджетных средств, город благоустраивался, совершенствовался его архитектурный облик. Тандем А.К. Третьяков, Л.Г.Николаичев - директор завода Металлоконструкций, И.Д.Фролов – начальник мехколонны № 36, решил самую болезненную, закрывавшую перспективу роста проблему выноса линий ЛЭП энергообеспечения Москвы за черту города.

Добились передислокации треста «Мособлсельстрой № 11», как основной строительной силы района, из Подольска в Домодедово.

Последовательно решались в районе и социальные вопросы. Выросли учреждения соцкультбыта: кинотеатр, больница, узел связи, дом быта. Созданы городские службы архитектора, ЖКХ, Горкомхоз.

С первых дней Третьяков работает над проблемой собственных пассажирского и грузового автохозяйств, создания центральной котельной. Одной из приоритетных задач он считал строительство жилья, переселение домодедовцев из ветхого жилого фонда.

В высоких инстанциях вместе со Львом Григорьевичем Николаичевым делаются попытки добиться разрешения и финансирования строительства Дворца культуры в городе. И вопрос решается.

Главное в деятельности А.К. Третьякова - люди, которые его окружали, и с которыми он работал в «одной упряжке», дружил, делил вместе горечь неудач и, пусть небольшие, но столь значимые в жизни горожан победы.

Он активно привлекал к реализации социальных программ района директоров предприятий.

Добрыми словами хочется вспомнить председателя колхоза «Заветы Ильича» Сергея Ивановича Жиленко за его дела, любовь к людям и домодедовской земле.

Энергичные, инициативные, неравнодушные руководители и возглавляемые ими трудовые коллективы являлись основой стабильности района.

На снимке: депутатский корпус на одной из сессий Горсовета, первый ряд: третий слева Л.Г. Николаичев, председатель исполкома Горсовета А.К. Третьяков, начальник института МВД СССР Г.Г. Шайдаев.

Многочисленные проблемы не давали Александру Константиновичу Третьякову отдыхать, да и не умел он этого делать. И на отдыхе все мысли были о работе.

Городу необходим парк культуры и отдыха. И председатель Горисполкома становится его родоначальником. Не случайно, в 1976 году, Александр Константинович едет в отпуск в Кисловодск – нужно изучить опыт работы тамошних парков. Возвращается с отдыха не один, а с директором Домодедовского парка – Алексеем Сидоровичем Панченко, который становится основным разработчиком его дизайна и строительства. Наш парк – любимое место отдыха домодедовцев, по праву в списке лучших малых парков страны.

Так постепенно шло становление нашего района, которому очень повезло, что возглавлял его в те годы А.К. Третьяков, человек талантливый во всем.

На снимке: А.К. Третьяков с родителями, к которым относился с громадным уважением и любовью.

Домодедово – город благодарный. Названия улиц, сохранившиеся с первых дней образования его как посёлка, носят имена воинов, отстоявших нашу страну в годы Великой Отечественной войны, славных тружеников послевоенного времени. Уверены, что и имя Александра Константиновича Третьякова, нашего первопроходца-градостроителя, будет увековечено в Домодедово наряду с другими именитыми гражданами городского округа.

П. Левченко, Н. Богачева, З. Ключникова

 

 

 

Яндекс цитирования

Free business joomla templates