Уже в те, наши выпускные, появляется центральный перекрёсток воздушных маршрутов по стране. Им становится новый аэропорт в юго-восточной части Подмосковья.
Новому аэропорту, как правило, присваивалось имя приметного ближайшего населенного пункта. В данном случае по имени соседнего города - Домодедово Московской области, это первый аэропорт союзного масштаба и колоссальные перспективы развития конкретно на подмосковной земле. Рассматривались и другие варианты имени аэропорта…
К тому же небезызвестный Н.С. Хрущёв ещё ранее готовил город Подольск к событию: присвоить ему статус столицы подмосковной области. И в её составе воздушная гавань - Домодедово. Аэропорт вызвал к жизни Домодедовский район.
Управление гражданской авиации, в состав которого входил аэропорт, располагалось в аэропорту Внуково, входящего в состав города Москвы.
Знаки памяти авиаторам стоят во многих городах. Их свято чтут и оберегают. Иное отношение к истории в Домодедово.
В 1967 году у въезда в город, со стороны Москвы, устанавливается модель символа нового пути развития нашего города - первенца полетов из Домодедово, - реактивный самолет ТУ-104 (бортовой номер 42412), который первым коснулся взлётной полосы в период исполнения производственной программы открытия нового аэропорта…
Пусть памятный знак не устроил своим видом или месторасположением отдельных лиц тогдашней власти. Но это первые шаги Ту-104, пилотов и инженерно-технического состава этого коллектива в небо. История и память о том времени. Но пришла печальная судьба: сносят и забывают, что этот скромный знак памяти авиаторам 60-х, практически открыл дорогу образованию района.
Ещё трагичнее судьба легендарного Ту-114. «Борт» установили у въезда на привокзальную площадь аэропорта. Радовал глаз пассажира, порождал воспоминания, и славную его историю пересказывали родители подрастающему поколению.
«Новые» домодедовцы и в этой «истории» вложились в историю и память прошлого. В одну из ночей режут самолёт на части и вывозят в металлолом. Сегодня там очередная «гордость» времени – автостоянка.
Автор и мои друзья бесконечно благодарны КРАУССу – его коллектив бережно относится к последнему из Ту-114, борт 76485, который хранится на их рабочем аэродроме.
Спасибо хочется сказать домодедовцам авиагородка, и бывшим выпускникам училищ и институтов, которые сами спроектировали и установили памятный обелиск в авиагородке – памятник первопроходцам освоения аэропорта Домодедово.
Ставшим домодедовцами, и истинным домодедовцам
Аэропорт стал базой нашей профессиональной трудовой деятельности. Ещё мы не готовы детально рассказать о ребятах, которые раньше или позднее закончили Криворожское и другие авиационные училища.
Виктор Черкасский | Дмитрий Семёнов |
Пользуясь страницами сайта, несколькими штрихами останавливаюсь на именах тех, с кем бок о бок довелось эксплуатировать авиационную технику той поры, и кто, учась в домодедовских школах, последовал их примеру.
Ощущения близости открытия аэропорта, уже в середине 50-х привлекли ребят округи к «рассмотрению» своей будущей трудовой деятельности. Это был основной толчок к становлению «заштатного» городка дать стране специалистов гражданской авиации.
Начало было положено специалистами из Внуково и других баз Аэрофлота. Это были крепкие и грамотные парни. У них «краусс»ята многому учились. Здесь я бы назвал имена инженеров Ф. Халимова, В. Петрова, В. Валетко, В. Скрыльникова, П. Юрова, В. Мосолова, М. Сабирова, И. Евтушенко; «технарей» В. Чмиля, В. Шевченко, А. Якушева, В. Смирнова, В. Дороша, С. Дедова, П. Владыки, Г. Ходжаяна, А. Шепеля.
Пришли ребята из ВУЗов – братья М. и И. Ефименко, В. Черкасский, В. Яблочкин, В. Воронович, Память имена не всех удержала. Думаю, ребята бывшего городка авиаторов Домодедово помогут, прочитав эти строки.
Позднее в эксплуатации Ту-114 зазвучали имена В. Конопко, А. Третьякова, В. Бабаскина, В. Антипова, Ю. Познахирко,
Э. Червоненко, Г. Прибылова, В. Галанского. В лабораториях АТБ работали в основном выпускники КРАУССа – В. Никитин, В. Привалов, Д. Семёнов, В. Алексеенко; инженеры В. Блинов, Б. Виноградов, Т. Улесов.
На пополнение приходили выпускники 70-х и более позднего времени.
А «старички» профессионально вырастали в системе Аэрофлота, или вписывались в «муниципальную» жизнь округи.
Жители Домодедово, сёл и деревень округи делают первые шаги в биографию аэропорта. Правдами и неправдами молодёжь уходила в город. А здесь растёт гигант Аэрофлота!
Первыми из таких парней становятся Анатолий Грачиков, Владимир Липилин, Алексей Кириллов, Юрий Фоломкин, Алексей Горюнов. Они профессионально влились в коллектив Домодедовских ЛЭРМ, позднее АТБ Прекрасен был коллектив лабораторий той поры.
Свой вклад в базу создания аэропорта вносили коллективы других служб этого большого коллектива. Среди них инженеры М. Насокин и В. Литвинов.
Замечательный коллектив в ту пору трудится в лабораториях спецоборудоваеия самолётов гражданской авиации. Эти ребята …, и девчата тоже, стояли у истоков рождения АТБ Домодедово.
Руководителем Домодедовского района станет авиационный инженер А.К. Третьяков, который внесёт значительный вклад в его развитие на этапе становления нового градообразования.
Молодые авиаторы громко прозвучали и как участники многих спортивных мероприятий Подмосковья. На снимке команда Юрия Козырнова (второй справа) – обладатель многих спортивных наград той поры.
На всю жизнь знаменитые автомотопробеги того времени по памятным местам Союза. На снимках один из моментов посещения Минска – Бреста – Киева.
Не сомневаюсь, у домодедовских ребят из КРАУССа и других учебных заведений может быть интересная страница рассказа их вклада в становление аэропорта будущего.
На снимках ниже - малая когорта «технарей» из тех, кто обеспечивал подготовку полётов из аэропорта Домодедово в первом десятилетии (1963 – 1973гг.) его производственной деятельности. Среди них выпускники КРАУССа и других авиационных училищ.