Домодедово

Уже в те, наши выпускные,  появляется  центральный перекрёсток  воздушных маршрутов по стране. Им становится новый  аэропорт  в юго-восточной части Подмосковья.

Новому аэропорту, как правило, присваивалось имя приметного ближайшего населенного пункта. В данном случае по имени  соседнего города - Домодедово  Московской области, это первый аэропорт союзного масштаба и колоссальные перспективы развития конкретно  на подмосковной  земле. Рассматривались и другие варианты имени аэропорта…

К тому же небезызвестный Н.С. Хрущёв ещё ранее готовил город Подольск к событию: присвоить ему статус столицы подмосковной области. И в её составе воздушная гавань - Домодедово.  Аэропорт вызвал к жизни Домодедовский район.

Управление гражданской авиации, в состав которого входил аэропорт, располагалось в аэропорту Внуково, входящего в состав города Москвы.

Знаки памяти авиаторам стоят во многих городах. Их свято чтут и оберегают. Иное отношение к истории в Домодедово. 

В 1967 году у въезда в город, со стороны Москвы, устанавливается модель символа нового пути развития нашего города -  первенца  полетов из Домодедово, - реактивный самолет  ТУ-104 (бортовой номер 42412), который первым коснулся взлётной полосы в период исполнения производственной  программы открытия нового аэропорта…

Пусть памятный знак  не устроил своим видом или месторасположением отдельных лиц тогдашней власти. Но это первые шаги Ту-104, пилотов и инженерно-технического состава этого коллектива  в небо. История и память о том времени. Но пришла печальная судьба: сносят и забывают, что этот скромный знак памяти авиаторам 60-х, практически   открыл дорогу образованию района.

Ещё трагичнее судьба легендарного Ту-114. «Борт» установили у въезда на привокзальную площадь аэропорта. Радовал глаз пассажира, порождал воспоминания, и славную его историю пересказывали родители подрастающему поколению.

«Новые» домодедовцы  и в этой «истории» вложились в историю и память прошлого. В одну из ночей режут самолёт на части и вывозят в металлолом. Сегодня там очередная «гордость» времени – автостоянка.

Автор и мои друзья бесконечно благодарны КРАУССу – его коллектив бережно относится  к последнему из Ту-114, борт 76485,  который хранится на их рабочем аэродроме.

 

 

 

Спасибо хочется сказать домодедовцам авиагородка, и бывшим выпускникам   училищ и институтов, которые сами спроектировали и установили памятный обелиск в авиагородке – памятник первопроходцам освоения аэропорта Домодедово.                                            

 

 

Ставшим домодедовцами, и истинным домодедовцам

Аэропорт стал базой нашей профессиональной трудовой деятельности.  Ещё мы не готовы детально рассказать о ребятах, которые раньше или позднее закончили Криворожское и другие авиационные училища.

Виктор Черкасский Дмитрий Семёнов

Пользуясь страницами сайта, несколькими штрихами останавливаюсь на именах тех, с кем  бок о бок  довелось эксплуатировать  авиационную технику той поры, и кто, учась в домодедовских школах,  последовал их примеру.

Ощущения близости открытия аэропорта, уже в середине 50-х привлекли ребят округи к «рассмотрению» своей будущей трудовой деятельности. Это был основной толчок к становлению «заштатного» городка дать стране специалистов гражданской авиации.    

 

 

Начало было положено специалистами из Внуково и других баз Аэрофлота. Это были крепкие и грамотные парни. У них «краусс»ята многому  учились. Здесь я бы назвал имена инженеров  Ф. Халимова, В. Петрова, В. Валетко, В. Скрыльникова, П. Юрова, В. Мосолова, М. Сабирова, И. Евтушенко; «технарей»  В. Чмиля, В. Шевченко,  А. Якушева,  В. Смирнова, В. Дороша, С. Дедова, П. Владыки, Г. Ходжаяна, А. Шепеля.

Пришли ребята из ВУЗов – братья М. и И. Ефименко, В. Черкасский, В. Яблочкин,  В. Воронович, Память имена не всех удержала. Думаю, ребята бывшего городка авиаторов Домодедово помогут, прочитав эти строки.

Позднее в эксплуатации Ту-114 зазвучали имена В. Конопко, А. Третьякова, В. Бабаскина, В. Антипова, Ю. Познахирко,

 Э. Червоненко,  Г. Прибылова, В. Галанского.  В лабораториях АТБ работали в основном выпускники КРАУССа –  В. Никитин, В. Привалов, Д. Семёнов, В. Алексеенко; инженеры В. Блинов, Б. Виноградов, Т. Улесов.

На пополнение приходили выпускники 70-х и более позднего времени.

А «старички» профессионально вырастали в системе Аэрофлота, или вписывались в «муниципальную» жизнь округи.

Жители Домодедово, сёл и деревень округи делают первые шаги в биографию аэропорта.  Правдами и неправдами молодёжь уходила в город. А здесь растёт гигант Аэрофлота!

Первыми из таких парней становятся Анатолий Грачиков, Владимир Липилин, Алексей Кириллов, Юрий Фоломкин, Алексей Горюнов. Они  профессионально влились в коллектив Домодедовских ЛЭРМ, позднее АТБ  Прекрасен был коллектив лабораторий той поры.

Свой вклад в базу создания аэропорта вносили коллективы других служб этого большого коллектива. Среди них инженеры М. Насокин и  В. Литвинов.

Замечательный коллектив в ту пору трудится в лабораториях спецоборудоваеия самолётов гражданской авиации. Эти ребята …, и девчата тоже,  стояли у истоков рождения АТБ Домодедово.

Руководителем Домодедовского района станет авиационный инженер А.К. Третьяков, который внесёт значительный вклад в его развитие  на этапе становления нового градообразования.

Молодые авиаторы громко прозвучали и как участники многих спортивных мероприятий Подмосковья. На снимке команда Юрия Козырнова (второй справа) – обладатель многих спортивных наград той поры.

На всю жизнь знаменитые автомотопробеги того времени по памятным местам Союза. На снимках один из моментов посещения Минска – Бреста – Киева.

 

Не сомневаюсь, у домодедовских ребят из КРАУССа и других учебных заведений  может быть интересная страница рассказа их вклада  в становление  аэропорта будущего. 

 

 

 

 

На снимках ниже - малая когорта «технарей» из тех, кто обеспечивал  подготовку полётов из  аэропорта Домодедово  в первом десятилетии (1963 – 1973гг.)  его производственной деятельности. Среди них  выпускники КРАУССа и других авиационных училищ.

                                                                                                            

 Авиатехнику

Товарищ мой
В замасленной спецовке,
Чумазый «муравей»!
Опять к тебе
Из прошлых дней
Несу стихи,
И просто заготовки.
Опять к тебе
Несу слова
О буднях, о работе,
О беспокойном рокоте турбин.
Нелегкий труд…
И ты за все в ответе –
За эти фитинги,
шплинты, гайки и болты,
И если стих найдешь правдивым ты
То я не зря живу этом свете.

Анатолий  Фроленков,

1967

Егор Прибылов Евгений Кравченко Алексей Кисляков
Валерий Славин Владимир Котов Валентин Кочетков
Николай Никитюк Сергей Котлин Владимир Суханов
Богдан Рытвинский   Ребята той поры

 

 

 

 

Яндекс цитирования

Free business joomla templates